Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Пушкино" пушкинского муниципального района
Согласовано |
Утверждаю ________________ Сергеева А.В. |
Инновационный проект
в рамках областного конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы
Направление: «Информационные технологии в образовании
Тема: «Информационные технологии в реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки».
2013 год
_________________________________________________________________________________________________________________
1. Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта
2. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта
3. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.
4. Сроки и этапы реализации проекта
5. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы
6. Проект сметы расходов, предусматриваемых на реализацию инновационного проекта
7.Организация сетевого взаимодействия
8. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет
Приложение 1 . Результаты ЕГЭ в профильных классах (средний балл)
Цель инновационного проекта:
Повышение качества профильного и предпрофильного обучения через формирование единой информационно-образовательной среды школы и эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.
Задачи:
Внедрение и освоение информационных технологий в школе – процесс достаточно длительный и сложный. Таким образом, приоритетными направлениями деятельности по достижению сформулированных целей является следующее:
1.Освоение современных информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.
2.Модернизация компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест педагогов.
3.Создание банка образовательных компьютерных программ и программ по управлению школой.
4.Повышение квалификации педагогов в области информационно-компьютерных технологий..
5.Формирование и совершенствование информационно-компьютерной грамотности обучающихся.
6. Внедрение дистанционных форм обучения.
Для достижения целей проекта необходимы следующие показатели и методы исследования:
- мониторинг качества знаний обучающихся в профильных и предпрофильных классах ;
- итоги государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников 9-х
классов (приложение 1);
- итоги государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) общей школы в форме единого государственного экзамена (приложение 1);
- участие и результативность работы в школьных, районных, областных и
др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
- мониторинг состояния материально-технической базы школы
( компьютерное и мультимедийное оборудованиее, программное обеспечение и автоматизация рабочих мест учителей)
- мониторинг использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в профильных и предпрофильных классах и классах углублённого изучения предметов;
- мониторинг организации проектно-исследовательской деятельности в данных классах
- мониторинг внедрения новых форм организации внеурочных занятий и дополнительного образования в профильных и предпрофильных классах и классах углублённого изучения предметов.
1.Повышение качества образования и мотивации в обучении в профильных и предпрофильных классах , обеспечивающие конкурентноспособность выпускников.
2. Формирование у выпускников социальных компетенций, коммуникативных навыков, толерантности, экономической и юридической грамотности, способности находить нестандартные решения, творческого потенциала, социальной адаптации к быстроменяющимся условиям жизни общества.
3. Увеличение количества обучающихся, занятых во внеучебной деятельности и объединениях дополнительного образования.
4. Расширение количества курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
5. Улучшение системы поддержки талантливых детей.
6..Улучшение профессиональной компетенции педагогов, их деятельности по обеспечению высокого уровня образования:
- повышение мотивации к инновационной работе, педагогический коллектив (100%) должны овладеть интерактивными проектными социально-ориентированными технологиями как основной образовательной технологией в школе.
- отношение педагогов и их готовность к повышению педагогического мастерства (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в научной работе и т.д.);
- участие в профессиональных конкурсах и проектах.
7. Внедрение дистанционных форм обучения и создание консультационных пунктов по подготовке обучающихся к единому государственному экзамену.
8.Обновление и повышение эффективности ресурсного обеспечения развития системы образования школы (кадрового, информационного, материально-технического).
9. Информационная открытость образовательного процесса о состоянии качества образования в профильных, предпрофильных классах через сайт школы и системы «Электронный журнал» и «Электронный дневник». Повышение уровня мотивации родителей к включению в школьную жизнь вместе с детьми и учителями.
III. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» четко сформулирована главная задача: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Выбор учеником своей траектории развития в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями, в то же время умение работать в коллективе и решать задачи, подчиненные единой цели – это требование времени.
Новые информационные технологии должны органично войти в жизнь самой обычной школы, обеспечив не только компьютерную грамотность школьников, но переход на иной, уровень изучения предметов.
Компьютер становится моделью современного высокотехничного общества, адаптирующей школьников к реалиям современности.
В связи с этим первостепенной становится задача совершенствования методов работы с информацией, новыми технологиями и формами общения, ориентированными на предметы общеобразовательного цикла и, особенно, на профильные предметы.
Одним из основных направлений модернизации современной школы стало профильное обучение на старшей ступени с целью обеспечения высокого уровня образовательной подготовки обучающихся, рефлексии, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений выбора профессии и их успешной социализации.
С 2004 года в нашей школе осуществляется профильное обучение и предпрофильная подготовка. Апробированы профили: физико-математический, информационно-технологический, социально-гуманитарный, социально-экономический, биолого-географический. По социальному запросу в настоящее время реализуются профили: информационно-технологический, социально-экономический, социально-гуманитарный.
Школа успешно работает на основании договора о сотрудничестве с Московским государственным техническим университетом им. Н.Э. Баумана, Московским авиационным технологическим университетом, Финансово-технологическая академия г.Королёв и другими техническими вузами. В 2012 году из 48 выпускников профильных классов 38 человек поступили в ВУЗы на бюджетной основе, из них 87 % по профилю.
На государственной итоговой аттестации выпускники школы выбирают Единый государственный экзамен по профильным предметам и показывают хорошие результаты. Результаты обучающихся профильных классов значительно выше результатов обучающихся общеобразовательных классов.
Качество знаний в классах предпрофильной подготовки и профильного обучения в 2012 г. |
||||||||
|
Мотивацией к обучению является активное участие обучающихся профильных и предпрофильных классов в предметных конкурсах и олимпиадах:
- Всероссийская предметная олимпиада ;
- предметные открытые олимпиады «Шаг в будущее», «Ломоносов» и другие открытых олимпиадах
- II открытая дистанционная олимпиада школьников по информационно-коммуникационным технологиям на портале дистанционного образования лицея «Серпухов»
- Всероссийские игровые конкурс по английскому языку « Британский бульдог», по языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
- Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»
- Международный игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»
- Всероссийский конкурс «ЧИП. Человек и природа».
- соревнования Российского Национального комитета Международных робототехнических соревнований роботов «Евроробот».
Особое внимание в профильных и предпрофильных классах уделяется исследовательской и проектной деятельности. Обучающиеся ежегодно принимают участие в муниципальных конкурсах проектов:
- муниципальный конкурс компьютерных проектов . Призеры и победители - 2010 г.-4 чел, 2011 г.- 4 чел, 2012 г.-5 чел..
В 2010 году – лауреаты социально-значимого проекта «Детская правовая школа» на базе Российского университета кооперации.
В районном конкурсе проектов на английском языке. 2011 год – 3 призёра, 2012 г.-1призёр.
В районном смотре-конкурсе проектно-исследовательских работ обучающихся по краеведению и истории Отечества «Роль личности в истории» 2012 г. 1 победитель, 2 лауреата.
Учителя школы являются активными участниками областных и международных конференций в рамках МАНПО (Международная академия наук педагогического образования. Систематически публикуют свои работы по инновационной деятельности..За последние три года опубликована 21 работа в печатном варианте, 42 работы размещены на сайтах в сети Интернет.
На протяжении многих лет школа плодотворно сотрудничает с Институтом развития образовательных технологий, участвуя в совместных семинарах и научно-практических конференций. Ряд учителей входят и работают в сетевых сообществах сети Интернет, где также размещают свои работы. Для проведения тестирования,различных конкурсов и олимпиад школа успешно сотрудничает с РЦОИ, Институтом продуктивного обучения Российской академии образования, Центром технологии тестирования « Кенгуру Плюс, с образовательным центром им. С.Н. Олехника.
Совершенствование деятельности учителя невозможно без систематического повышения квалификации, особенно в области владения информационно-компьютерными технологиями. За последние три года более 30 педагогов повысили свою квалификацию по курсам:
- « Информационно-образовательная среда в основной и старшей школе» (институт информационных технологий АйТи);
- «Интернет-технологии для учителя- предметника» (Московский государственный областной гуманитарный институт»;
- «Компьютер в работе учителя - предметника» (ПАПО).
Учителя информатики – члены сетевого сообщества « Повышение профессиональной ИКТ-компентентности современного учителя на портале «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru). Активно сотрудничая с Академией АйТи, повышают своё профессиональное мастерство.
|
Для более плодотворной работы учителей в области использования инновационных технологий, особенно ИКТ проведен анализ имеющейся в школе материально-технической базы на предмет её соответствия новым условиям.
Компьютерное оборудование классов информатики и рабочие места учителей недостаточно оснащены современными компьютерами, с малой оперативной памятью. Локальная сеть классов информатики имеет низкую пропускную способность. Школа подключена каналу Интернет, но из-за отсутствия сервера часто бывают сбои и блокируется выход отдельных компьютеров в Интернет.
Полученные данные говорят о том, что необходима модернизация и переоснащение школы компьютерным оборудованием, что будет способствовать развитию образования с использованием дистационных технологий и более полной реализации профильного и предпрофильного обучения, формированию универсальных учебных действий обучающихся в процессе освоения новых федеральных государственных стандартов.
Данный инновационный проект дополняет и углубляет содержание образования, расширяет перечень педагогических технологий, применяемых в школе, пути их дальнейшего внедрения и совершенствования, дает возможность осуществить новые подходы к воспитательной работе, работе с одаренными детьми. Значительное место в Инновационном проекте уделяется управлению качеством образования, развитию инновационной педагогической деятельности.
На настоящий момент в связи с увеличением желающих обучаться в профильных классах старшей школы и информатизации школьного пространства назрела необходимость решения возникших проблем.
Проблемы |
Причины возникновения проблем |
Пути решения проблем |
Большинство учителей владеют информационными компьютерными технологиями, но недостаточно используют их в учебно-воспитательном процессе. Ряд учителей имеют невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков. |
Отсутствие во многих учебных кабинетах компьютерной и мультимедийной техники. Недостаточное количество электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР), соответствующих учебным программам. |
Пополнение компьютерной базы, приобретение сертифицированных ЦОР, соответствующих УМК по предметам, сертифицированного программного обеспечения. Создание Ресурсного центра дистанционного образования и повышения квалификации педагогов |
Низкий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах. |
Отсутствие технических возможностей участия в подобных проектах приводит к слабой мотивация учителей и учащихся к участию в телекоммуникационных мероприятиях. |
Модернизация имеющейся общешкольной локальной сети для доступа к ресурсам Internet учебных кабинетов; ведение «электронного журнала- электронного дневника». |
Недостаточный уровень использования интернет-ресурсов для формирования информационной культуры обучающихся и их родителей (использование ресурсов домашних компьютеров, информирование через школьный сайт). |
Низкий уровень информационной культуры многих родителей. |
Привлечение родителей к сотрудничеству в организации учебно-воспитательного процесса через средства ИКТ (ведение электронных дневников и журналов). |
Недостаточный уровень развития единой информационной среды создает проблемы для обмена информацией, администрирования и мониторинга образовательного процесса, внутреннего электронного документооборота. |
Оснащение рабочих мест учителей, администрации и сотрудников не соответствует современным требованиям взаимодействия в информационном пространстве. Недостаточное оснащение программным обеспечением для управленческой деятельности. |
Пополнение и модернизация компьютерной базы, модернизация общешкольной локальной сети для управленческих задач и беспроводной учебной сети. |
IV.Сроки и этапы реализации проекта
1.Подготовительный этап (январь-февраль 2013 года). Анализ проблем, связанных с реализацией проекта, создание предпосылок, способствующих реализации проекта, обобщение результатов 1 этапа.
2.Основной этап 2013-2014г. Приобретение и установка оборудования с целью компьютеризации и автоматизации всех структурных подразделений школы. Обеспечение методического сопровождения процесса обучения в профильных и предпрофильных классах. Повышение квалификации педагогов. Обобщение результатов 2 этапа реализации проекта.
3.Заключительный этап 2015г. Систематизация и обобщение результатов реализации проекта, подготовка материалов по проекту к публикации, мониторинг качества выполнения проекта.
V. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы
1. Информирование педагогов, родителей по вопросу включения школы в инновационный проект. Проведение заседания Управляющего совета.
2. Разработка проекта для участия в областном конкурсе муниципальных общеобразовательных учреждений Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы в 2013 году.
3. Разработка сметы расходов, необходимых для реализации проекта.
4. Анализ состояния использования информационно-вычислительной техники в образовательном и управленческих процессах.
5. Приобретение и установка сервера, обеспечивающего работу единой информационной среды школы. Подключение к локальной сети всех кабинетов школы.
6. Создание единого информационного центра для концентрации имеющихся технических и программных средств обучения в целях эффективного использования в учебно-воспитательном процессе.
7. Создание школьного Ресурсного центра дистанционного обучения с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс возможностей единого информационного пространства: дистанционное консультирование, дистанционная работа с учениками, по каким-либо причинам временно не посещающим школу, дистанционное управление проектной деятельностью.
8. Участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, телекоммуникационных проектах.
9. Организация обучения учащихся на курсах Интернет-телеканала "Школьник-БИНОМ" (цикл лекций для школьников по началам программирования и информатике) и в Центре дистанционного обучения «100EGE.ru».
10. Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями г. Пушкино, с высшими и средне-профессиональными учебными заведениями, с профессиональными интернет- сообществами в проведении телеконференций, онлайн-мероприятий.
11. Повышение ИКТ-квалификации учителей:
- организация групповых и индивидуальных консультаций,
- обучение на специальных курсах,
-техническая и методическая поддержка учителей с недостаточным уровнем ИКТ-компетентности.
12. Участие учителей в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, участие в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах, педсоветах и интернет-семинарах(вебинарах) на профессиональных сайтах.
13. Участие учителей-предметников в проекте «Школа БИНОМ» на сайте http://metodist.lbz.ru .
14. Разработка учителями межпредметных практикумов и новых элективные курсов для классов профильного и предпрофильного обучения.
15. Использование учителями при подготовке к урокам и во внеурочной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов.
16. Разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения или персональных сайтов учителей-предметников.
17. Формирование и регулярное использование банка цифровых ресурсов и учебных интегрированных (межпредметных) заданий и проектов. Пополнение и развитие школьной медиатеки.
18. Обеспечение учебных кабинетов (географии, истории, физики, математики) современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, отвечающим техническим требованиям для работы в информационной сети с большой пропускной способностью, для усиления предпрофильной подготовки и профильного обучения.
19. Приобретение сертифицированных ЦОР, соответствующих УМК по предметам, лицензионного программного обеспечения.
20. Оснащение учебных кабинетов мебелью, соответствующей требованиям Сан-ПиНа. 21.Установка нового компьютерного оборудования в кабинете педагога-психолога и в библиотеке.
22. Установка нового электронного оборудования в актовом зале школы для осуществления внеклассной и внеурочной деятельности учащихся в рамках воспитательной работы.
23. Совершенствование администрацией школы системы поощрения учителей, эффективно использующих цифровые технологии в различных видах учебной деятельности.
24. Мониторинг работы «Электронного журнала – электронного дневника».
25. Внедрение в образовательную практику виртуального общения с родителями учеников.
Техническая составляющая структурной модели общего информационного пространства школы
1. Компьютерные классы и предметные кабинеты;
2. Кабинеты администрации школы, учительская;
3. Специальные кабинеты (медицинский пункт, кабинет психологов и т.п.);
4. Библиотека и медиатека;
5. Актовый зал;
6. Сетевой центр (серверная);
Обеспечение компьютерных классов:
1. Компьютер учителя, компьютеры учеников (12-15);
2. Многофункиональное устройство ( МФУ: принтер, сканер, копир)
3. Мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Обеспечение предметных кабинетов:
1. Компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
2. Телевизор, видеомагнитофон, музыкальный комплекс, синтезатор, микрофоны;
3. Графопроектор, графический планшет, интерактивная доска;
4.Наушники, микрофоны для кабинетов иностранного языка;
5.АРМ учителя: компьютер, МФУ.
Информационная составляющая
Состав информационного блока:
1. Программное обеспечение;
2. Содержательное наполнение баз данных (в том числе сетевых);
3. Методическая поддержка (для структурирования и актуализации учебных материалов).
Состав фонда компьютерных программ:
1. Системное программное обеспечение, в том числе и сетевое;
2. Мультимедийные образовательные программы;
3. Программные средства, позволяющие создавать информационно-образовательные модули для поддержки учебного процесса и воспитательной работы (офисные и специализированные программы);
4. Средства, обеспечивающие организацию и управление учебным процессом (программное обеспечение для методистов, учителей, школьных администраторов).
Психологическая и интеллектуальная составляющие
Психологическая составляющая
Для успешной работы профильных и предпрофильных классов и классов с углублённым изучением отдельных предметов учитываются следующие психологические факторы:
1. Понимание участниками образовательного процесса необходимости применению ИКТ в обучении.
2. Готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов. Переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
3. Учет взаимоотношений между преподавателями и учащимися в учебном заведении.
4. Учет возрастных особенностей учащихся при использовании ИКТ в учебном процессе и подборе обучающего программного обеспечения.
Интеллектуальная составляющая
В программе построения информационного пространства школы учитываем:
1. Приоритеты образовательного процесса, сложившиеся в школе;
2. Общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
3. Желание учителя совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала;
4. Желание учителя участвовать в развитии информационного образовательного пространства школы.
VI. Проект сметы расходов, предусматриваемых на реализацию инновационного проекта
Финансовое обеспечение данного Проекта будет обеспечиваться бюджетными и
внебюджетными средствами (оказание платных дополнительных образовательных услуг), а также из дополнительных источников финансирования (добровольные пожертвования
родителей, организаций и средства от участия школы в конкурсах, грантах). Расходы на осуществление Проекта согласованы с Управляющим Советом школы.
VII. Организация сетевого взаимодействия
Условиями сетевого взаимодействия с различными организациями и учреждениями
являются:
- общее информационное пространство;
- возможность совместной деятельности участников сети;
-средства, создающие условия для сетевого взаимодействия
При сетевой организации взаимодействия используются различные формы: обучение,
взаимообучение, совместное изучение, обмен опытом, внедрение УМК, методик, технологий обучения и воспитания, новых механизмов управления в системе образования.
Объектами сетевого взаимодействия являются:
- Министерство образования Московской области;
- Академия социального управления Московской области ;
- управление образования администрации Пушкинского муниципального района;
- районный методический центр;
- образовательные учреждения Пушкинского муниципального района, г.Ивантеевки, г.Красноармейска;
- сетевые профессиональные сообщества
VIII. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет
МБОУ СОШ №9 г. Пушкино имеет свой сайт - http://www.pushkino-school9.narod.ru , доступный всем участникам образовательного процесса.
Материалы инновационного проекта МБОУ СОШ №9 г. Пушкино планируется разместить на официальном сайте Управления образования администрации Пушкинского муниципального района по адресу - http://www.pushkinoedu.narod.ru/., что позволит получать информацию большему количеству пользователей сети Интернет.
Приложение 1
Результаты ЕГЭ в профильных классах (средний балл)
предмет |
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|||||
Профильные классы |
Общеобразо-вательные классы |
Профильные классы |
Общеобразо-вательные классы |
Профильные классы |
Общеобразо-вательные классы |
|||
информатика |
70 |
61.2 |
67,7 |
41,2 |
80,5 |
41 |
|
|
математика |
54,7 |
49 |
51,3 |
47,2 |
57,8 |
40,24 |
|
|
обществознание |
64,9 |
54,9 |
59,9 |
48,2 |
54,9 |
46,3 |
|
|
английский |
63,1 |
56 |
63,2 |
51,2 |
68,2 |
63,2 |
|
|
русский |
64,9 |
61,1 |
64,8 1чел.-100баллов |
60,9 |
69,5 |
59,2 |
|
|
литература |
62,4 |
58,3 |
61,5 |
57,1 |
61,75 1 чел. - 100 баллов |
52,8 |
|
Результаты ГИА в новой форме (9 классы) 2012 год
предмет |
Качество знаний в % |
||
2010 год |
2011 год |
2012 год |
|
математика |
69,1% |
73,7% |
67,3% |
русский |
74,5% |
85,24% |
69,7% |