скачать инновационный проект

 

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение
"средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Пушкино" пушкинского муниципального района

 

               Согласовано
   
 Председатель Управляющего совета школы
_______________Дрожалина Е.В.
Протокол № 4 от19.01.2013 г. 

                               Утверждаю
      
         Директор  школы

________________ Сергеева А.В.
Приказ № 16  от 24.01 2013 г.
         

 

 

 

 

Инновационный проект

в рамках областного конкурса муниципальных общеобразовательных учреждений  Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы

Направление: «Информационные технологии в образовании
                                                      
Тема: «Информационные технологии в реализации профильного обучения и предпрофильной подготовки».111 

 

 

 

 

 

 

 

 

2013 год

_________________________________________________________________________________________________________________ 

 

 

1.  Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта

2. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

3. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.

4. Сроки и этапы реализации проекта

5. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы

6. Проект сметы расходов, предусматриваемых на реализацию инновационного проекта

7.Организация сетевого взаимодействия

8. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет

Приложение  1 . Результаты ЕГЭ в профильных классах  (средний балл)

 

 

 

Цель инновационного проекта:
Повышение качества профильного и предпрофильного обучения через   формирование единой информационно-образовательной среды школы и эффективного внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс.

Задачи:

 

Внедрение и освоение информационных технологий в школе – процесс достаточно длительный и сложный. Таким образом, приоритетными направлениями деятельности по достижению сформулированных целей является следующее:
1.Освоение современных информационно-коммуникационных технологий и соответствующих технических средств.
2.Модернизация компьютерных классов и автоматизированных рабочих мест педагогов.
3.Создание банка образовательных компьютерных программ и программ по  управлению школой.
4.Повышение квалификации педагогов в области информационно-компьютерных технологий..
5.Формирование и совершенствование  информационно-компьютерной грамотности  обучающихся.
6.   Внедрение дистанционных форм обучения.

Для достижения  целей проекта необходимы следующие показатели и методы исследования:
- мониторинг качества знаний обучающихся в профильных и предпрофильных классах ;
-      итоги  государственной (итоговой) аттестации в новой форме выпускников 9-х 
классов (приложение 1);
-       итоги государственной (итоговой) аттестации за курс средней (полной) общей школы в форме единого государственного экзамена  (приложение 1);
-       участие и результативность работы в школьных, районных, областных и 
др. предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях;
- мониторинг состояния материально-технической базы школы
( компьютерное и мультимедийное оборудованиее, программное обеспечение и автоматизация рабочих мест учителей)
- мониторинг использования  информационных технологий в учебно-воспитательном процессе в профильных и предпрофильных классах и классах углублённого изучения предметов;
- мониторинг  организации  проектно-исследовательской деятельности  в данных классах
- мониторинг внедрения новых форм организации внеурочных занятий и дополнительного образования в профильных и предпрофильных классах и классах углублённого изучения предметов.

1.Повышение качества образования и мотивации в обучении в профильных и предпрофильных классах , обеспечивающие конкурентноспособность выпускников.
2. Формирование у выпускников  социальных компетенций, коммуникативных навыков, толерантности, экономической и юридической грамотности, способности находить нестандартные решения,  творческого потенциала, социальной адаптации к быстроменяющимся условиям жизни общества.
3. Увеличение количества обучающихся, занятых во внеучебной деятельности и     объединениях дополнительного образования.
4. Расширение количества курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения.
5. Улучшение системы поддержки талантливых детей.
6..Улучшение профессиональной компетенции педагогов, их деятельности  по обеспечению высокого уровня образования:
-       повышение мотивации  к инновационной работе,    педагогический коллектив (100%) должны овладеть интерактивными проектными социально-ориентированными технологиями как основной образовательной технологией в школе.
-       отношение педагогов и их готовность к повышению педагогического мастерства  (систематичность прохождения курсов, участие в работе методических объединений, участие в научной работе и т.д.);
-       участие в профессиональных конкурсах и проектах.
7. Внедрение дистанционных форм обучения  и создание консультационных пунктов по подготовке обучающихся к единому государственному экзамену.
8.Обновление и повышение эффективности ресурсного обеспечения развития системы образования школы (кадрового, информационного, материально-технического). 
9.  Информационная открытость образовательного процесса о состоянии качества образования в  профильных, предпрофильных классах  через сайт школы и системы «Электронный журнал» и «Электронный дневник». Повышение уровня мотивации родителей к включению в школьную жизнь вместе с детьми и учителями.

III. Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» четко сформулирована главная задача: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.  
Выбор учеником своей траектории развития в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями, в то же время умение работать в коллективе и решать задачи, подчиненные единой цели – это требование времени.
Новые информационные технологии должны органично войти в жизнь самой обычной школы, обеспечив не только компьютерную грамотность школьников, но переход на иной, уровень изучения предметов.
Компьютер становится моделью современного высокотехничного общества, адаптирующей школьников к реалиям современности.
В связи с этим первостепенной становится задача совершенствования  методов работы с информацией, новыми технологиями и формами общения, ориентированными на предметы общеобразовательного цикла и, особенно, на профильные предметы.
Одним из основных направлений модернизации современной школы стало  профильное обучение на старшей ступени с целью  обеспечения высокого уровня образовательной подготовки обучающихся, рефлексии, самоконтроля, необходимого для взвешенного принятия решений выбора профессии и их успешной социализации.
С 2004 года в нашей школе осуществляется профильное обучение и предпрофильная подготовка. Апробированы профили: физико-математический,  информационно-технологический, социально-гуманитарный, социально-экономический, биолого-географический.  По социальному запросу в настоящее время реализуются профили: информационно-технологический, социально-экономический, социально-гуманитарный.
Школа успешно работает на основании договора о сотрудничестве с Московским государственным техническим университетом  им. Н.Э. Баумана, Московским авиационным технологическим  университетом, Финансово-технологическая академия г.Королёв   и другими техническими вузами. В 2012 году из 48 выпускников профильных классов 38 человек поступили в ВУЗы на бюджетной основе, из них 87 % по  профилю.
На государственной итоговой аттестации выпускники школы выбирают Единый государственный экзамен  по профильным предметам и показывают хорошие результаты. Результаты обучающихся профильных классов значительно выше результатов  обучающихся общеобразовательных классов.

Качество знаний  в классах предпрофильной подготовки и профильного  обучения в 2012 г.

9 класс

10 класс

11 класс

Количество обучающихся на 4 и 5 

 44,2  %

 60%

38 чел 76 %

Мотивацией к обучению является активное участие обучающихся профильных и предпрофильных классов в предметных конкурсах и олимпиадах:
- Всероссийская предметная олимпиада ;
- предметные  открытые  олимпиады «Шаг в будущее»,  «Ломоносов»  и другие открытых олимпиадах
- II открытая дистанционная олимпиада школьников по информационно-коммуникационным технологиям на портале дистанционного образования лицея «Серпухов»
- Всероссийские игровые конкурс по английскому языку « Британский бульдог»,  по языкознанию «Русский медвежонок – языкознание для всех»;
- Международный математический конкурс-игра «Кенгуру»
- Международный игровой конкурс по истории мировой художественной культуры «Золотое руно»
- Всероссийский конкурс «ЧИП. Человек и природа».
-   соревнования Российского Национального комитета Международных робототехнических соревнований роботов  «Евроробот».
Особое внимание в профильных и предпрофильных классах уделяется исследовательской и проектной деятельности. Обучающиеся ежегодно принимают участие  в муниципальных конкурсах проектов:
- муниципальный конкурс компьютерных проектов . Призеры и победители - 2010 г.-4 чел, 2011 г.-  4 чел, 2012 г.-5 чел..
В 2010 году – лауреаты социально-значимого проекта «Детская правовая школа» на базе  Российского университета кооперации.
В районном конкурсе проектов на английском языке. 2011 год – 3 призёра, 2012 г.-1призёр.
В районном смотре-конкурсе проектно-исследовательских работ обучающихся по краеведению и истории Отечества «Роль личности в истории» 2012 г. 1 победитель, 2 лауреата.
Учителя школы являются активными участниками областных  и международных конференций в рамках МАНПО (Международная академия наук педагогического образования.  Систематически публикуют свои работы по инновационной деятельности..За последние три года опубликована  21  работа в печатном варианте, 42 работы размещены на сайтах в сети Интернет.
На протяжении многих лет школа плодотворно сотрудничает с Институтом развития образовательных технологий, участвуя в совместных семинарах и научно-практических конференций. Ряд учителей входят и работают в сетевых сообществах сети Интернет, где также размещают свои работы. Для проведения  тестирования,различных конкурсов и олимпиад школа успешно сотрудничает с РЦОИ, Институтом продуктивного обучения Российской академии образования, Центром технологии тестирования « Кенгуру Плюс, с образовательным центром им. С.Н. Олехника.
Совершенствование деятельности учителя невозможно без систематического повышения квалификации, особенно в области  владения информационно-компьютерными технологиями. За последние три года более 30 педагогов повысили свою квалификацию по курсам:
- « Информационно-образовательная среда в основной и старшей школе» (институт информационных технологий АйТи);
- «Интернет-технологии для учителя- предметника» (Московский государственный областной гуманитарный институт»;
- «Компьютер  в работе учителя - предметника» (ПАПО).
Учителя информатики –  члены сетевого сообщества « Повышение профессиональной ИКТ-компентентности современного учителя  на портале «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru). Активно сотрудничая с Академией АйТи,  повышают своё профессиональное мастерство.

http://www.monitoring-mo.ru/images/site/spacer.gif

             Для более плодотворной работы учителей в области  использования инновационных  технологий, особенно ИКТ проведен  анализ имеющейся в школе материально-технической базы на предмет её соответствия новым условиям.
Компьютерное оборудование классов информатики и рабочие места учителей недостаточно оснащены современными компьютерами, с малой оперативной памятью. Локальная сеть классов информатики имеет низкую пропускную способность. Школа подключена каналу Интернет, но из-за отсутствия сервера часто бывают сбои и блокируется выход отдельных компьютеров в Интернет.
Полученные данные говорят о том, что необходима модернизация и переоснащение школы компьютерным оборудованием, что будет способствовать развитию образования с использованием дистационных технологий и более полной реализации  профильного и предпрофильного обучения, формированию  универсальных учебных действий обучающихся в процессе освоения новых федеральных государственных стандартов.
Данный инновационный проект дополняет и углубляет содержание образования, расширяет перечень педагогических технологий, применяемых в школе,  пути их дальнейшего внедрения и совершенствования, дает возможность осуществить новые подходы к воспитательной работе, работе с одаренными детьми. Значительное место в Инновационном проекте уделяется управлению качеством образования, развитию инновационной педагогической деятельности.
На настоящий момент в связи с увеличением желающих обучаться в профильных классах старшей школы и информатизации школьного пространства  назрела необходимость  решения возникших проблем.

Проблемы

Причины возникновения проблем

Пути решения проблем

Большинство учителей владеют информационными компьютерными технологиями, но недостаточно  используют их в учебно-воспитательном процессе. Ряд учителей имеют невысокий уровень информационной культуры и отсутствие пользовательских навыков.

Отсутствие во многих учебных кабинетах компьютерной и мультимедийной техники. Недостаточное количество  электронных образовательных ресурсов (далее ЭОР),   соответствующих учебным программам.

Пополнение компьютерной базы, приобретение сертифицированных ЦОР, соответствующих УМК по предметам, сертифицированного программного обеспечения. Создание Ресурсного центра  дистанционного образования и повышения квалификации педагогов

Низкий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах.

Отсутствие технических возможностей участия в подобных проектах приводит к слабой мотивация учителей и учащихся к участию в телекоммуникационных мероприятиях.

Модернизация  имеющейся общешкольной локальной сети для доступа к ресурсам Internet  учебных кабинетов; ведение «электронного журнала- электронного дневника».
Установка локального сервера в действующей сети.

Недостаточный уровень использования интернет-ресурсов для  формирования информационной культуры  обучающихся  и их родителей (использование ресурсов домашних компьютеров, информирование через школьный сайт).

Низкий уровень информационной культуры многих родителей.

Привлечение родителей к сотрудничеству в организации учебно-воспитательного процесса через средства ИКТ (ведение электронных дневников и журналов).

Недостаточный уровень развития единой информационной среды создает проблемы для обмена информацией, администрирования и мониторинга образовательного процесса, внутреннего электронного документооборота.

Оснащение рабочих мест учителей, администрации и сотрудников не соответствует современным требованиям взаимодействия в информационном пространстве. Недостаточное оснащение программным обеспечением для управленческой деятельности.

Пополнение и модернизация компьютерной базы, модернизация общешкольной локальной сети для управленческих задач и беспроводной учебной сети.

 

IV.Сроки и этапы реализации проекта

1.Подготовительный этап  (январь-февраль  2013 года). Анализ проблем, связанных с реализацией проекта, создание предпосылок, способствующих реализации проекта, обобщение результатов 1 этапа.
2.Основной этап 2013-2014г. Приобретение и установка оборудования с целью компьютеризации и автоматизации всех структурных подразделений школы. Обеспечение методического сопровождения процесса обучения в профильных и предпрофильных классах.  Повышение квалификации педагогов. Обобщение результатов 2 этапа реализации проекта.
3.Заключительный этап 2015г. Систематизация и обобщение результатов реализации проекта, подготовка материалов по проекту к публикации, мониторинг качества выполнения проекта.

V. Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику школы

1. Информирование педагогов, родителей  по вопросу включения школы в инновационный проект. Проведение заседания Управляющего совета.
2. Разработка проекта для участия в областном конкурсе муниципальных общеобразовательных учреждений  Московской области, разрабатывающих и внедряющих инновационные образовательные программы в 2013 году.
3.   Разработка сметы расходов, необходимых для реализации проекта.
4. Анализ состояния использования информационно-вычислительной техники в образовательном и управленческих процессах.
5. Приобретение   и установка сервера, обеспечивающего работу единой информационной среды школы. Подключение к локальной сети всех кабинетов школы.                            
6.  Создание единого информационного центра для концентрации имеющихся технических и программных средств обучения в целях эффективного  использования в учебно-воспитательном процессе.
7. Создание школьного Ресурсного центра дистанционного обучения с целью  внедрения в учебно-воспитательный процесс возможностей единого информационного пространства: дистанционное консультирование, дистанционная работа с учениками, по каким-либо причинам временно не посещающим школу, дистанционное управление проектной деятельностью.
8. Участие обучающихся в дистанционных образовательных программах, дистанционных олимпиадах и конкурсах, телекоммуникационных проектах.
9. Организация обучения учащихся на курсах Интернет-телеканала "Школьник-БИНОМ" (цикл лекций для школьников по началам программирования и   информатике) и  в Центре дистанционного обучения «100EGE.ru».
10. Сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями г. Пушкино, с высшими и средне-профессиональными учебными заведениями, с профессиональными  интернет- сообществами в проведении телеконференций, онлайн-мероприятий.
11.  Повышение ИКТ-квалификации учителей:
- организация групповых и индивидуальных консультаций,
- обучение на специальных курсах,
-техническая и методическая поддержка учителей с недостаточным уровнем ИКТ-компетентности.
12. Участие учителей в семинарах различного уровня по применению ИКТ в учебной практике, участие в профессиональных конкурсах, онлайновых форумах, педсоветах и интернет-семинарах(вебинарах) на  профессиональных сайтах.
13. Участие учителей-предметников  в проекте «Школа БИНОМ» на сайте http://metodist.lbz.ru .
14. Разработка учителями межпредметных практикумов и  новых элективные курсов для классов профильного и предпрофильного обучения.
15. Использование учителями при подготовке к урокам и во внеурочной деятельности широкого спектра цифровых технологий и инструментов.
16. Разработка личных страниц преподавателей на сайте образовательного учреждения или персональных сайтов учителей-предметников.
17. Формирование и регулярное использование банка цифровых ресурсов и учебных интегрированных (межпредметных) заданий и проектов. Пополнение и развитие школьной медиатеки.
18. Обеспечение учебных кабинетов (географии, истории, физики, математики)  современным компьютерным и мультимедийным оборудованием, отвечающим техническим требованиям для работы в информационной сети с большой пропускной способностью, для усиления предпрофильной подготовки и профильного обучения.
19. Приобретение сертифицированных ЦОР, соответствующих УМК по предметам, лицензионного программного обеспечения.
20. Оснащение учебных кабинетов мебелью, соответствующей  требованиям Сан-ПиНа. 21.Установка нового компьютерного оборудования в кабинете педагога-психолога и в библиотеке.
22. Установка нового электронного оборудования в актовом зале школы для осуществления внеклассной и внеурочной деятельности учащихся в рамках воспитательной работы.
23. Совершенствование администрацией школы системы поощрения учителей, эффективно использующих цифровые технологии в различных видах учебной деятельности.
24. Мониторинг работы  «Электронного журнала – электронного дневника».
25. Внедрение в образовательную практику виртуального общения с родителями учеников.

 

 

Техническая составляющая структурной  модели общего информационного пространства школы

1. Компьютерные классы и предметные кабинеты;
2. Кабинеты администрации школы, учительская;
3. Специальные кабинеты (медицинский пункт, кабинет психологов и т.п.);
4. Библиотека и медиатека;
5. Актовый зал;
6. Сетевой центр (серверная);

Обеспечение компьютерных классов:
1. Компьютер учителя, компьютеры учеников (12-15);
2. Многофункиональное устройство ( МФУ: принтер, сканер, копир)
3. Мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Обеспечение предметных кабинетов:
1. Компьютер учителя, мультимедийный проектор, экран;
2. Телевизор, видеомагнитофон,  музыкальный комплекс, синтезатор, микрофоны;
3. Графопроектор, графический планшет, интерактивная доска;
4.Наушники, микрофоны для кабинетов иностранного языка;
5.АРМ учителя: компьютер, МФУ.

Информационная составляющая

Состав информационного блока:
1. Программное обеспечение;
2. Содержательное наполнение баз данных (в том числе сетевых);
3. Методическая поддержка (для структурирования и актуализации учебных      материалов).

Состав фонда компьютерных программ:
1. Системное программное обеспечение, в том числе и сетевое;
2. Мультимедийные образовательные программы;
3. Программные средства, позволяющие создавать информационно-образовательные модули для поддержки учебного процесса и воспитательной работы (офисные и специализированные программы);
4. Средства, обеспечивающие организацию и управление учебным процессом (программное обеспечение для методистов, учителей, школьных администраторов).

Психологическая и интеллектуальная составляющие

Психологическая составляющая
Для успешной работы профильных и предпрофильных  классов и классов с углублённым изучением отдельных предметов  учитываются следующие  психологические факторы:
1. Понимание участниками образовательного процесса необходимости применению ИКТ в обучении.
2. Готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов. Переход от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
3. Учет взаимоотношений между преподавателями и учащимися в учебном заведении.
4. Учет возрастных особенностей учащихся при использовании ИКТ в учебном процессе и подборе обучающего программного обеспечения.

 

Интеллектуальная составляющая
В программе построения информационного пространства школы учитываем:
1. Приоритеты образовательного процесса, сложившиеся в школе;
2. Общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
3. Желание учителя совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала;
4. Желание учителя участвовать в развитии информационного образовательного пространства школы.

VI. Проект сметы расходов, предусматриваемых на реализацию инновационного проекта


Финансовое обеспечение данного Проекта будет обеспечиваться бюджетными и
внебюджетными средствами (оказание платных дополнительных образовательных услуг), а  также из дополнительных источников финансирования (добровольные пожертвования
родителей, организаций и средства от  участия школы в конкурсах, грантах). Расходы на осуществление Проекта согласованы с Управляющим Советом школы.

VII. Организация сетевого взаимодействия

Условиями сетевого взаимодействия с различными организациями и учреждениями
являются:
- общее информационное пространство;
- возможность совместной деятельности участников сети;
-средства, создающие условия для сетевого взаимодействия
При сетевой организации взаимодействия используются различные формы: обучение,
взаимообучение, совместное изучение, обмен опытом, внедрение УМК, методик, технологий обучения и воспитания, новых механизмов управления в системе образования.
Объектами сетевого взаимодействия являются:
- Министерство образования Московской области;
- Академия социального управления Московской области ;
- управление образования администрации Пушкинского муниципального района;
- районный методический центр;
- образовательные учреждения Пушкинского муниципального района, г.Ивантеевки, г.Красноармейска;
- сетевые профессиональные  сообщества

VIII. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет

МБОУ СОШ №9 г. Пушкино имеет свой сайт - http://www.pushkino-school9.narod.ru ,  доступный всем участникам образовательного процесса.
Материалы инновационного проекта МБОУ СОШ №9 г. Пушкино планируется разместить на  официальном сайте Управления образования администрации Пушкинского муниципального района  по адресу - http://www.pushkinoedu.narod.ru/., что позволит  получать информацию  большему количеству пользователей сети Интернет.

 

Приложение  1
Результаты ЕГЭ в профильных классах  (средний балл)


предмет

2010 год

2011 год

2012 год

Профильные классы

Общеобразо-вательные классы

Профильные классы

Общеобразо-вательные классы

Профильные классы

Общеобразо-вательные классы

информатика

70

61.2

67,7

41,2

80,5

41

 

математика

54,7

49

51,3

47,2

57,8

40,24

 

обществознание

64,9

54,9

59,9

48,2

54,9

46,3

 

английский

63,1

56

63,2

51,2

68,2

63,2

 

русский

64,9

61,1

64,8 1чел.-100баллов

60,9

69,5

59,2

 

литература

62,4

58,3

61,5

57,1

61,75 1 чел. - 100 баллов

52,8

 

 

Результаты ГИА в  новой форме (9 классы) 2012 год


предмет

Качество знаний в %

2010 год

2011 год

2012 год

математика

69,1%

73,7%

67,3%

русский

74,5%

85,24%

69,7%

 

Hosted by uCoz