Советы юному журналисту

 

Урок №1

*Вводная часть, знакомство с тем, чем мы будем заниматься на уроках.

Тема «Ценность новостей»

Роль газеты - находить свежую информацию на темы, представляющие интерес для общества и по возможности быстро и точно передавать ее читателям взвешенно и правдиво. Газета может заниматься еще множеством других вещей: например, сообщать читателям, что она думает о последних новинках кино, учить сажать помидоры, предостерегать Тельцов или объяснять, почему правительство должно подать в отставку. Но без свежей информации это будет всего лишь комментарий к уже известному. Возможно, интересный, даже задевающий за живое; но комментарий - это не новости. Новости - это информация. К примеру, я купил новую машину. Это информация свежая и, ясное дело, необычная, и я не хочу, чтобы о ней знали все (угонщики, налоговая инспекция, завистники и прочие). Но к новостям ее не отнесешь, поскольку интересует она весьма узкий круг людей, то есть моих друзей и семью, ну, может быть, еще воров и налоговую инспекцию. Так что новости должны быть не только необычными и свежими, они также должны представлять общий интерес

Тема - это широкая категория, под которую подпадает всякая статья, это преступления, проблемы окружающей среды, здоровье, дипломатия, экономика, культура, политика и так далее.

Конкретная цепь событий внутри темы - в этом весь смысл статьи!

Источник.
Ценность "события" отчасти зависит от источника, давшего информацию. Политик из оппозиции может сказать вам, что президент скоро уйдет в отставку, но если то же самое вам скажет сам президент или кто-то из его ближайшего окружения, то ваш материал будет гораздо ценнее. Будет еще лучше, если вы обнаружите, что, собираясь уходить в отставку, он умалчивает о настоящей причине своего ухода, а вы ее узнали и сообщаете читателям.


Осведомленность.
Вопрос здесь заключается в том, много ли людей осведомлено о развитии интересующих вас событий. Наивысшей ценностью обладают статьи, где впервые сообщается о событиях, известных только источнику (и, может быть, еще их коллегам и узкому кругу посвященных). Ниже всего ценность у сюжетов, уже попавших в общее поле зрения, о которых сообщали по телевизору, по радио или в другой газете.

Это первый фактор из тех, что не связаны напрямую с конкретными деталями статьи. Аудитория может быть широкой или специальной, но главное (я перекликаюсь с предыдущей главой) - узнать о ней как можно больше. Без этого вы не сможете судить о ее интересах и вкусах, а это нужно, чтобы дать оценку теме и событию. Иначе это будет все равно что читать лекцию в темной комнате группе незнакомых вам людей.

Это очень важно. Развенчивать общественные мифы и бросать вызов удобным теориям - в этом отчасти состоит миссия журналистов. Вам не удастся ее выполнить, если вы чересчур беспокоитесь о реакции читателей, слишком стараетесь их ублажить. Кончится тем, что доверия к вам будет не больше, чем к скорому на слова любовнику, говорящему только то, что, по его мнению, от него хотят услышать.

Урок №2

1. Нужна философия газеты, её идея.
2. Создание колонок газеты в едином стиле.
3. В газете должно быть меньше абстракции: творчества (для этого есть журнал «Стригунок»), тем «наркотики, алкоголь, курение». Большинство событий в пределах школьных дверей. Каждому интересно читать О СЕБЕ.

Что обязательно должно присутствовать в нашей газете:

1. Объявления о школьных событиях (праздники, походы, поездки, ЧП)
2. Логотип (выделяем место в газете кругом, там, где предположительно должен быть наш логотип и вписываем «здесь должен быть логотип газеты. Внимание! Конкурс на лучший логотип проводится до конца сентября 2008 года» )
3. Освещение урока (в каждом номере газеты будем освещать уроки: физкультура, труд, русский, ИЗО и т.д.)
4. «В следующем номере» (пара кричащих статей для след. номера, мы должны подстегнуть интерес аудитории)

Более популярные рубрики это:
1. Горячие новости – самые свежие события, которые произошли перед выходом газеты на стенд.
2. Представление кого-либо (пишем об ученике, учителе, классе. Пиар-акция наобум)
3. Точка зрения – насущие школьные проблемы
4. Смешные случаи, произошедшие на уроке.


Со след. года подготавливаем тематические газеты (День Св. Валентина, Новый Год и Рождество, 23 февраля, день здоровья, 8 марта, день учителя, выпускной и т.д.)
Главные и самые распространенные ошибки в подготовке газеты:
1. Копирование глянцевых изданий (известные журналы)
2. Неумение работать сплочено и в жатые сроки. Выход газеты должен осуществляться четко в установленные сроки (первые числа месяца, за исключением мая, когда газета посвящается выпускникам и учителям, такая газета выходит раньше)
3. Нет материала «прозапас». Обязательно пара статей должна лежать на черный день, забивать огрехи и дырки.


Категорически запрещено!!!
1. Писать недостоверные факты, сплетни, разжигать интриги и межличностный конфликт.
2. Не пересказывать интернет-новости.
Тема урока «Как задавать вопросы, или интервью с пользой»

Всех нас объединяет одна цель – сбор правдивой информации.
Во время интервью каждый из вас должен быть готов к неожиданным ответам.
До интервью каждый из нас должен для себя решить, а что мы ждем в итоге от данного интервью, что хотим узнать?
Прежде, чем брать интервью нельзя лениться и как можно больше собрать информации о человеке или теме, по которой вы буду брать интервью.
Задавать свои вопросы, как можно проще, на заковыристые вопросы вы никогда не получите четкого ответа, и ваше интервью будет расплывчатым и неинтересным. К таким вопросам относится примерное содержание: Кто? Что? Где? Когда? Как? Почему?
Если на эти вопросы мы получаем ответ, то наше интервью будет интересным, насыщенным и четким, считайте, что информация практически полностью добыта.
Необходимо точно узнать имя и должность того человека у которого мы берем интервью.
Не бояться выглядеть дураками. Не кивать в знак согласия головами, если не поняли ответа. Просить либо повторить, либо пояснить ответ, можно задать наводящие вопросы, но вы должны точно понимать, о чем идет речь.
Не позволять вешать себе лапшу на уши, для этого, возвращаясь назад, изучить четко материал, узнать насколько он достоверен.
И очень важное: НИКОГДА не давать обещание человеку или группе, у которых вы берете интервью, что именно этот материал пойдет в газету. Подобные вопросы мы будем решать за круглым столом в штабе, где будет отбираться материал. Если вам задают вопрос, а меня внесут ли в этот номер, вы просто должны ответить, я просто беру интервью по заданию штаба редакции, подобные вопросы решаю не я, и направлять человека ко мне.


Следующая тема урока: интервью НЕ ДЛЯ ВСЕХ или закрытая информация, что с этим делать и как можно использовать + правильное оформление статей фотографией + обработка названия для штаба редакции и газеты, голосование + сбор придуманных тем, обсуждение.

Урок №3

Тема «Интервью не для всех, или закрытая информация».

Первое и самое основное – как можно реже соглашаться на беседу «не для печати». До начала беседы обязательно договариваться, можно ли на человека ссылаться, как на источник или вы должны будете найти подтверждение его слов.
Случается так, и нужно быть готовым к этому, что персонаж после беседы с журналистом вдруг заявляет: «Да, кстати, это же всё, что я вам, сейчас говорил не для печати». НЕ НУЖНО ИДТИ НАПОВОДУ. Вы сразу отвечаете, что всё, что не для печати обговаривается заранее и никак не после. Как говорится, поздно метаться, и смело используйте это интервью и источник, в следующий раз человек либо сто раз подумает, что говорить, либо скажет это не для печати или просто откажется давать интервью.
Но самое важное – «интервью не для печати» - это откровенная манипуляция журналистом. Нужно всеми силами остерегаться этой ловушки и не поддаваться. Чем реже вы будете брать «интервью не для печати», тем будет для вас выгоднее.

Правильное оформление статей фотографией.

Обсуждение по вопросам:

1. Какие статьи нужно оформлять фотографией?
2. Как правильно оформлять интервью фотографией?
3. Сколько в газете должно быть в общей сложности фотографий?

По одному говорим придуманное название штаба редакции, все записывают, после начинаем голосовать.

После голосования приступаем к сбору тем для газеты.

Урок №4

До урока:

- Собрать информацию («О себе»)
- Собрать информацию по каждому (Ф.И., название колонки)
- Схема газеты (определяем кол-во колонок)


Тема урока «Стереотипы + подонковский сленг»

Наш язык – живой организм, который функционирует, он со временем конечно, изменяется, но ИНОГДА в нем заводятся настоящие «черви». Что это значит? Рассмотрим на нашем примере названия газеты «КреатиФ», Ф на конце слова не что иное, как пАдонковский сленг, который появился в Интернете и, к сожалению, укрепился в реальной жизни.

Превед
Ап стену с рОзбегу
Ржунимагу
Аффтор выпей йаду
Сёня
И так далее…

Можно привести уйму примеров, так как по данному языку (новомодно молодежному) придуман аж целый словарь, но, что есть пАдонковский сленг? (сделать опрос) ПАдонковский сленг – это ни что иное, как штамп, дань моде, если хотите, но самое основное оправдание Неграмотности, так может ли себе журналист, хочу заметить журналист, который хочет добиться успеха и читающей его аудитории, позволить подобный язык себе? (опрос) Давайте разберемся, какие цели мы перед собой поставим, что мы хотим добиться и хотим ли мы, чтобы наше название носящее оттенок так сказать «гламурной новомодности», а банальнее говоря, выделиться, выпендриться, стало мимолетным? У нас есть два названия «КреатиФ» - название возможно на полгода, а потом мода схлынет или «КреатиВ», название –пиар? Если мы обзываем себя, употребляя пАдонковский сленг, значит, мы пишем для пАдонков? Кто они, пАдонки? (опрос) Будут ли они нас читать? (опрос) и что же тогда за содержание должно быть в нашей газете? А если мы захотим окупить затраты, то пАдонки НИКОГДА не купят нашей газеты. Повторюсь, пАдонковский сленг – это не что иное, как дань моде, нечто временное и быстро проходящее, нам нужно название, которое плотно укрепится, которое принесет успех, нам негоже менять названия каждые полгода, иначе заново и заново придётся нарабатывать аудиторию. Самые читаемые издания, это именно те издания, которые сложили свое имя годами.
Я не пропагандирую, что данный стиль мы должны исключить из своей жизни, это выбор каждого, деградировать русский язык для себя или нет, это не вдаваясь в подробности того, что используя подобный язык, мы начинаем безграмотнее писать, в Интернет-общении вполне возможно подобное, и даже где-то в рекламных целях, но это так быстро пройдет, что мы не успеем заработать себе имя, а на данном этапе развития для нас главное, чтобы в нас поверили, чтобы нас допустили до печатного издания. И если мы хотим быть ЖУРНАЛИСТАМИ, а не журналюгами, то мы о пАдонковском сленге можем писать, вызывать споры, недоумения, короче вызывать людей на разговоры, но не быть этими самыми пАдонками, потому что это круто и модно. Журналист должен обладать русской речью, хлёсткой, проникающей в самую душу, цепляющую за какие-то живые струнки каждого человека, и неважно о чём мы будем писать, на какую тему. Как известно рыба гниёт с головы, так и любое издание: книга, журналы, газеты. Очень важно НАЗВАНИЕ, с него начинается первый этап – заинтересованность аудитории, чтобы она подошла, НАЧАЛА читать.
Недаром многие Интернет-сайты пришли в итоге к тому, что забаннивают своих пользователей на форумах за использование именно пАдонковского сленга.
Почему я заговорила о стереотипах. Стереотипы безумно мешают, они устанавливают глупые, никому ненужные рамки. Например: принято считать, что девочки должны быть нежными, добрыми, мягкими, хозяйственными. Мальчики: мужественными, не способные на проявление чувств слезами, сильными, ловкими и так далее, но если кто-то начинает не соответствовать данным утверждениям, то вызывает бурю недоумения в массах. К чему я привела данный привет. Я не хочу, чтобы вы следовали толпе, я хочу, чтобы вы были интересными личностями, только интересная личность может интересно написать. Многие статьи частенько начинаются со вступления: «Представьте себе» «Я хочу вам рассказать» и так далее. Примеров масса. Дело в том, что так проще, именно проще начинать свою статью, потому что подобными началами пестрят многие статьи в газетах. Журналах, Интернете и не надо ничего думать, просто написать Я хочу вам рассказать о том, как перевернулся грузовик у школы, вместо того, чтобы придумать именно свое название.

Для чего мы сегодня с вами затронули эту тему, наверное, потому, что именно наше название и послужило целой темой для урока. Креатив – название не на один день, и даже не на год, КреатиФ – мимолетность, я хочу, чтобы про пАдонковский сленг был сделан опрос среди школьников и взрослых, каким будет ваш опрос вы должны решить сами, но нужно перестать совершать самую распространенную вашу ошибку – занимать позицию обиженного школьника – Марья Петровна поставила двойку, а в туалете нет мыла и так далее, в туалете нет мыла – это минус школе, записи на стене туалета – это минус учащимся. Мы должны с вами научиться быть наконец беспристрастными и не занимать ничью позицию.

Урок №5

Собрать:

- Дизайн заголовка
- Начинать собирать материал
- Определить кол-во колонок и их тему (собрать названия)
- Разбор работ после урока

Тема урока «Разговор со смущающимися и агрессивными».

Многие люди боятся общаться с журналистами, каждый по своим причинам.
Самая главная задача – убедить собеседника сказать хотя бы слово, его нужно настроить на дружелюбный лад. Нужно сделать всё возможное, чтобы человек почувствовал себя непринужденно.

Познакомимся с некоторыми уловками со смущающимися:

1. Нужно хорошо продумать, где и как разговаривать с человеком: по телефону или лицом к лицу? Если лицом к лицу, что тогда это должно быть за место?
2. Умейте подстраиваться, не вызывать чувство неловкости внешним видом и поведением, почувствовать собеседника: если он серьезный, нагоните на себя серьезность, если веселый, разговаривайте непринужденно, если человек беден, не нужно надевать на себя самые свои дорогие вещи перед тем как пойти на интервью и так далее.
3. При личном интервью не смотреть постоянно в записную книжку, это человека может смутить.
4. Не скрывать своих намерений, но и всего говорить тоже не обязательно. Совершенно некстати раскрывать себя, если вам интересна какая-то скользкая тема.
5. Из 4 пункта вытекает 5-ый. Не задавать с порога свой главный вопрос. Для начала задайте общие вопросы. Если же вы вдруг узнали какую-то очень важную информацию,
из которой вы могли бы сделать сенсацию для своей газеты, не показывайте своего явного интереса НИ В КОЕМ случае, иначе можно спугнуть человека и он пойдёт на попятную.
6. Если никакие ухищрения не помогают разговорить персонажа – бейте на жалость. Сообщите о том, что вам очень нужна эта информация, потому что вам дали задание в редакции и будут спускать три шкуры, если вы не сдадите в срок. Обычно эта уловка срабатывает.

Уловки для изворотливых и агрессивных:


1. Будьте настойчивыми (звоните, приходите, добивайтесь), тогда человек поймет – единственный выход избавиться от вас – это дать вам интервью или комментарий. (поговорить об этих двух понятиях и их отличиях)
2. Не дайте себя обмануть словами: «Вам перезвонят» или «А давай завтра, я к тебе подойду» (говоря о рамках школы) (поговорить о том, как это должно быть)
3. Если собеседник не дает конкретного ответа, тогда предложите ему варианты. Некая такая игра-угадайка. Только основное: не заиграться.
4. Иногда нужно делать вид, что вам известно больше, чем на самом деле.
5. Остерегайтесь неявных опровержений. Например: вместо того, чтобы человеку что-либо опровергать, он начинает оскорблять кого-то третье лицо предположим или даже вас самих, при этом говорив: «Ваши источники понятия не имеют о том, что говорят, вы некомпетентны…» ну и т.д. Это классическая уловка персонажа, которому есть что скрывать, так что будьте начеку.
6. Агрессивность – крайняя мера. Если вы убедились, что уже ничего не помогает, вы просто сможете пригрозить: «Тогда так и напишем, что вы не хотели давать интервью или комментарий». Иногда подобная уловка срабатывает. НО….это явный провал журналиста – вы не смогли раздобыть нужного!

Урок №6

!!!Сдать:

Наработанный материал:

(Жиленко София, Алюхина Василиса, Архарова Татьяна, Шевелева Анастасия, Струкова Алесандра, Перетокина Людмила, Комарова Анастасия, Соловьев Евгений, Пушкарев Иван, Гаранина Анна, Норвянина Юля, Разуваева Ольга, Абросимова Дарья) Сдать название колонок:

(Перетокина Людмила и Комарова Анастасия), (Соловьев Евгений, Галкин Никита, Перетокина Людмила), (Пушкарев Иван, Гаранина Анна, Норвянина Юля), (Разуваева Ольга и Абросимова Дарья)

Анкеты, фотографии

(последний день пятница, до понедельника принимаются только в электронном виде.)


Тема урока «Даем правильное название статье и работаем с первым абзацем».


Он должен быть самодостаточным.

За исключением определенной категории очерков, смысл лида не должен зависеть от того, что идет после него. Равным образом, в нем не должны оставаться неразъясненными никакие факты, лица, события, организации и т.д. - если только в этом нет особой необходимости.

Никогда не начинайте статью с придаточного предложения.

Например: "Несмотря на растущее число убийств…" Это медленный подход, он уводит от главной мысли статьи и сбивает читателя. Придаточные предложения в начале фразы вообще имеют отвлекающее свойство, и поэтому их следует пореже использовать и далее в тексте.

Никогда не начинайте статью с чисел, написанных цифрами.

6. Никогда не начинайте статей с официальных титулов или полных наименований учреждений.

Крайне важен первый десяток слов. Если у вас нет на то исключительных причин или вы не прибегаете к иронии, длинные бюрократические должности - плохой способ начать статью. Если вы начинаете со слов "Управление министерства сельского хозяйства и водных ресурсов по контролю за чистотой окружающей среды объявило вчера…", читатели бросят читать, так и не узнав, что рыба, выловленная в их реке, отравлена и есть ее нельзя. Начните лучше либо с краткой формы названия, например: "Государственные эксперты по экологии", а еще лучше - сообщите, что случилось, а названия упомяните позже.

Как можно реже начинайте с цитат.

Начав статью с цитаты, вы сбиваете читателей с толку, поскольку, пока вы им не сообщите, они не будут знать, кто именно говорит это. Есть всего несколько случаев, когда хорошо начать с цитаты, но в этих случаях немедленно должен быть назван ее автор.

Не растягивайте первый абзац.

В некоторых газетах даже существуют правила относительно наибольшей длины лида. Если в вашей газете они есть, вам не останется ничего другого, как подчиниться.

Когда в учебниках пишут про лиды, автор обычно приводит список различных типов газетных статей (новости как таковые, очерки и так далее) и дает образцы. Это бесполезно, глупо и неправильно. Такая практика позволяет думать, что писательское мастерство сводится к овладению набором приемов, что журналиста можно снабдить некоторым количеством уловок или инструментов, которые он и будет использовать применительно к обстоятельствам. "Ага, это очерк такого-то типа, начало к нему должно быть такое…" Хуже нет - сочинять по шаблону. Куда лучше выделить различные подходы, а журналист пусть сам решает, как с ними обращаться.

Заголовки:

Короткие -лучше всего.

Теперь обратимся к процессу чтения посетителем оглавления. При просматривании всего списка у читателя уходит на каждую строчку от полусекунды до двух, в зависимости от его физиологических и умственных особенностей. Если строка насыщенна сложными словами, то за это время читатель успевает увидеть заголовок, но не воспринять его, так как уже через доли секунды в его мозг поступает информация следующей строки. Подумайте, бывает ли такое, что вы читаете текст, прочли, вроде, много, но при этом не помните ни слова - все выветрилось из головы еще до того, как вы захлопнули книжку. Это как раз пример неудачного текста. Таким образом, при больших оглавлениях указанное правило работает как часы.


Используйте простые, часто употребляемые слова.

Это правило логически дополняет предыдущее и полностью с ним согласуется. Единственное, о чем следует сказать, это то, что не надо чрезмерно упрощать заголовки, так как в этом случае, они будут приняты за неграмотные, бескультурные.


Не договаривайте до конца.

В том случае, если ваш заголовок имеет своей целью привлечение внимания, то имеет смысл не раскрывать в нем всю статью, а оставить небольшую недосказанность. Например, к статье про перелетных пеликанов можно написать: «Пеликаны летят на Юг!», но лучше назвать статью так: «Куда летят пеликаны?» - во втором случае откликов будет больше

Не пренебрегайте знаками препинания.

Если восклицательные и вопросительные знаки обычно не забывают ставить, то точка почти всегда остается на обочине словесности. Тем не менее, акцентуация точки часто гораздо более выразительна, чем восклицание. Точка придает фразе законченность, заставляет читателя считать мысль проговоренной и сформированной, а следовательно - единой. Кроме того, именно точка создает ощущение умиротворенности и баланса, тем самым, она подготавливает читателя к спокойному, осознанному восприятию материала, его логическому анализу. Несмотря на то, что по правилам русского языка точка в конце заголовка не ставится, попробуйте нарушить это правило, и вы сразу измените манеру подачи материала.


Не переусердствуйте с эмоциями.

Урок №7


«Откуда брать материал»

? Контакты.

Вот для чего нужна телефонная книга - чтобы обзвонить как можно больше людей, когда вам нужен материал. Лучше постоянно поддерживать с ними связь, а не звонить только по делу. Возможно, потребуется также поддерживать отношения, встречаясь на междусобойчиках либо подбрасывая им информацию время от времени. Делайте это с легкой душой, по-дружески, и ваши знакомые вспомнят о вас и позвонят, когда у них будет хорошая наводка. Те, с кем вы поддерживаете связь не столь регулярно, тоже вспомнят вас, если после беседы с ними вы написали хорошую и точную статью.

Наблюдательность.

Держите глаза и уши открытыми, гуляя по улицам, занимаясь делами, караульте сюжет, и вам воздастся.

Юбилейные даты.

С помощью хорошего справочника или списка интересных памятных дат, который вы сами составите, у вас появится неисчерпаемый источник готовых сюжетов.

Репутация справедливого человека.

Если вы обладаете репутацией автора честных и взвешенных репортажей, журналиста, готового пойти на риск ради того, чтобы с чистой совестью сделать свое дело, люди сами придут к вам с хорошими сюжетами.

Другие газеты.

Многие хорошие статьи появляются после того, как журналист, наткнувшись на заметку в чужой газете, вникает и обнаруживает, что тема и материал куда больше, нежели полагает газета-источник. А многие важные истории были полностью раскрыты только благодаря тому, что разные газеты работали над ними независимо друг от друга, отыскивали свои кусочки мозаики, а те в совокупности и составили полную картину. !Однако совсем иное дело - использовать статьи из других газет в качестве надежных источников, не нуждающихся в дополнительном исследовании. Такой подход опасен при любых обстоятельствах

«Как использовать источники - и не дать им использовать вас»

Самое грустное - это услышать от репортеров: "Не могу выяснить". Что ж, может, действительно не мог. Но куда реже правдой оказываются слова, которые тут же добавляют: "Где только ни спрашивал". В 99 случаях из 100 можете быть совершенно уверены, что спрашивал он не везде - наверняка есть как минимум пара мест, где стоит поспрашивать еще. Где-то вас наверняка ждет нужная информация. !Вот золотое правило: не отчаивайтесь - спрашивайте. И вы сами поразитесь подоспевшей помощи!

*Подозрительные источники

Две категории источников должны мгновенно пробуждать подозрительность в репортерах: те, кто сообщает слухи или сплетни, и те, кто незваным приходит в редакцию.

Но это - только крайние виды подозрительных источников.

Термин этот относится ко всем, кто сообщает вам не ясные, могущие быть проверенными факты, а нечто другое. Подозрительные источники - те, кто сообщает вам информацию, на которую - возможно или наверняка - последует опровержение. Информацию, исходящую не от уполномоченного давать ее, либо ту, что пришла в результате утечки, равно как и ту, которую дает тот, кто вправе ее дать. Если вы имеете дело с такими источниками, не забывайте следующие правила:

Спросите себя, каковы их мотивы.

Крайне редко бывает - хотя и бывает - что люди ищут журналистов по высоким мотивам. Обычно ими движет желание навредить, они могут хотеть протолкнуть какое-то дело (либо причинить ущерб другому делу), желают отомстить или вызвать неприятности. Именно эти и другие темные мотивы обычно побуждают их помогать вам. Спросите себя (и как бы между прочим - их), что это могут быть за мотивы. У большинства людей обязательно есть причины желать появления в печати определенного материала. Это не значит, что статья не должна быть опубликована, но это должно побудить вас к осторожности.

Спросите себя - и их - какова может быть обратная сторона истории.

История в том виде, в каком ее преподносят вам вначале, в действительности редко бывает такой же черно-белой (и, боюсь, такой же точной). Поинтересуйтесь у источника, есть ли другая сторона у истории и не позабыл ли он сообщить вам какую-либо уточняющую информацию. И никогда не переставайте задавать этот вопрос себе. Да, бывает, что случаются безумные, ужасные, абсурдные вещи, но опыт учит нас, что большинство сюжетов далеко не такие гладкие, как хотели бы нам внушить сообщающие их.

Позволяет ли им их положение знать то, о чем они говорят?

Нередко ответ будет "нет". Особенно велика вероятность этого, если они разговаривают с вами "не для публикации". Те, кому созданы подобные условия, обычно злоупотребляют ими, преувеличивая и делая вид, что знают куда больше, чем на самом деле.


Настаивайте на получении документов там, где это возможно.

Вам наверняка известно, как трудно, будучи репортером, точно передать суть сложных тем и информации на бумаге, не говоря уже о том, чтобы сделать это в беседе. Пусть эта мысль всегда держит вас настороже по отношению к словам собеседника. Спросите, существуют ли какие-нибудь документы, подтверждающие слова источника. Если вам не дают имеющийся экземпляр, спросите, нельзя ли сделать ксерокопию. Если же вам откажут и в этом, попросите хотя бы дать вам почитать этот документ в присутствии собеседника. И будьте крайне подозрительны по отношению к тем источникам, которые отказывают и в этом.

Если у вас возникли какие-то сомнения, ищите еще один источник.

Всегда прислушивайтесь к своей интуиции и доверяйте ей, особенно если у вас имеются хоть малейшие сомнения по поводу источника или данной вам информации. Интересуйтесь у источников, может ли кто-нибудь подтвердить то, что они сообщили вам. Если вы сделаете это вежливо и если ваш источник честен, он согласится сказать. При некоторых обстоятельствах: когда материал представляет особую важность, когда он очень полемичен или когда касается людей очень высокого ранга, - обязательно нужно искать еще один источник.

Не попадайтесь в ловушку

Не верьте сюжету лишь потому, что если он правдив, то получится отличная статья.

Судебные процессы и разрушенные карьеры - вот конец многих статей, где домысла было больше, чем репортажа. Будьте точны, будьте дотошны, доподлинно установите каждую деталь даже запутанной истории - все ли обстояло так, как вам сказали

Чем более страстно говорит источник, тем менее он заслуживает доверия.

Это вовсе не значит, что он лжет или преувеличивает, хотя существует и такая возможность. В основном это говорит о том, что людям стоит меньше доверятся и рассчитывать на точные факты в тех темах, к которым они особенно неравнодушны. Расспрашивайте такие источники крайне осторожно. Они обычно подгоняют факты под собственные теории и в ослеплении игнорируют важные факты, способные полностью изменить всю историю.

Но горячность собеседников может быть вам на руку. Если, разрабатывая полемичный материал, вы подвергаетесь словесным атакам с обеих сторон, это верный признак близости к правде.


Не принимайте сведений от анонимных источников.

Это не значит, что следует отказываться разговаривать с ними. Но если вы действительно хотите написать статью, анонимный источник для этой цели - вовсе не источник. Он - всего лишь зацепка, указание, где надо искать. Но и в этом случае требуйте установления его личности. В противном случае, если после выхода статьи последует опровержение либо окажется, что материал неверен, у вас не будет никакой возможности представить свой источник ни в суде, ни где-либо еще.


Остерегайтесь также источников, желающих продать вам пленки, видеозаписи и проч.

Опасайтесь призывов к вашему "чувству ответственности".

Лишенные формальных признаков цензуры призывы к журналистам "подумать о последствиях этой публикации", "проявить ответственность" - древнейший прием в неписанном учебнике для желающих скрыть правду. Подобные уговоры обычно свидетельствуют, что материал правдив, а тот, кто дает его, не хочет, чтобы вы писали об этом. Никогда не поддавайтесь. Вы журналист, а не государственный пропагандист. Если не считать военного времени, когда преждевременная информация о передвижениях войск могла быть на руку врагу, трудно представить себе тему, которую следовало бы сознательно замалчивать. В военное время правительство будет взывать к патриотизму журналистов, не допуская репортеров к информации и к правде под предлогом соображений национальной безопасности. А то, что оно будет говорить, скорее всего, окажется дезинформацией.

Урок №8

«Пишем в нашу газету правильно»


Газеты - не литература. Впрочем, большую часть литературы тоже не назовешь этим именем. Написать материал в газету - иное дело, чем написать роман или рассказ, однако разница эта не столь велика, как хотелось бы думать некоторым. У всего, что хорошо написано, есть общие черты. Хорошо написанная вещь - ясная, легко читаемая, в ней используется незакостеневший язык, она поучает и развлекает.

• Прогрессировать и развивать свой талант, сколько бы его у вас ни было, можно только одним способом - писать статьи, тысячи и тысячи статей, и делать ошибки. Чем больше вы пишете, тем лучше вы пишете. Писание - как мускулы: будут куда сильнее, если каждый день тренироваться. Вы вырабатываете свой стиль.


Планирование

? Самая важная часть работы - это то, что происходит у вас в голове между окончанием сбора материала и мигом, когда будет написано первое слово. Вам нужно подумать и решить, о чем будет статья и как ее сделать.

? Еще вам нужно выработать решение, в каком ключе вы собираетесь подавать статью. Будет ли это сугубо информационное сообщение? Статья на бытовую тему или материал развлекательного характера?

Ясность

Важно обращать особое внимание на следующие моменты:

? Добиваться ясности еще до того, как напишете хоть слово. Чтобы объяснить что-то другим, вы прежде должны понять это сами. Пока не поймете, не пишите.

? Не считайте, что читатели наперед знают все и разбираются во всем. После того как вы в качестве репортера покопались в технической или специальной отрасли знания, легко позабыть, что читатель осведомлен в ней не больше, чем были осведомлены вы до начала работы. Не забывайте об этом.

? Избегайте мудреной манеры письма и заумного языка. Все, что написано с целью продемонстрировать могучий ум автора, почти всегда очевидно плохо. Цель статьи - донести ваши мысли до читателей, а не упиваться ими самому. Поэтому, если вы поймаете себя на сочинении пышной фразы, которая внушает вам гордость, вычеркните ее.


Живой язык


? Подходите к каждой статье как к индивидуальному, новому проекту.

? Берегитесь модных словечек и фраз. Используйте свои собственные словечки, обороты, тон, и пусть другие копируют преходящую моду.
Честность

? Пишите только то, в истинности чего уверены.

? Не раздувайте.


Точность

Журналистика должна быть врагом неточности. Статьи должны отвечать на вопросы читателей, а не вызывать у них новые. А вопросы, на которые журналист должен стараться ответить, и ответить точно, таковы:

Что? - что случилось?

Кто? - из-за кого это случилось? Кто это сделал? Его возраст, облик, должность, полномочия, и все то, что имеет отношение к делу.

Где? - где это случилось?

Когда? - время и дата события…

Как? - как это случилось? Дайте объяснение случившемуся.

Почему? - почему это случилось?

Адекватность

? Если в статье идет речь о событиях, вызывающих содрогание, удержитесь от чрезмерно сильных описаний.

Юмор

? Веселый тон в статье, где сообщается об оскорблении, несчастье или огорчении, абсолютно неуместен. Если происшествие содержит элемент комизма (пусть и спорного), читатели сами его обнаружат, лишь бы событие было изложено четко.

Эффективность

? Заставляйте каждую фразу и предложение работать. Все фразы должны либо сообщать новую информацию, либо каким-либо способом продвигать повествование вперед. Если какая-то фраза статьи не выполняет эту функцию, вычеркните ее.

? Пишите, не заглядывая в свои заметки. Вы сможете писать быстрее и эффективнее, если не будете при этом каждые пять секунд заглядывать в свою записную книжку. Вообще, не следует приступать к статье, пока вы неясно представляете ее целиком. Если писать, не используя блокнот, в текст войдет лишь самое важное. Детали, точное написание имен, цифры - все это можно уточнить по записной книжке позже. Там обязательно отыщется один-два пункта, которые вы добавите после, но костяк материала будет написан с куда большей эффективностью, если вы пишите из головы, а не переписываете большие куски из блокнота.

? Выискивайте в тексте все очевидное и глупое и безжалостно вычеркивайте. Даже самые опытные авторы иногда ловят себя на том, что пишут очевиднейшие вещи. Обычно это - связки между абзацами, над которыми вы долго бились, а потом, чтобы соединить их, написали совершеннейшую чепуху. Только недавно я вычеркнул из одной статьи фразу: "Конечно, жизнь балерины состоит не из одних лишь аплодисментов…" А кто утверждал, что состоит? Самое интересное с этими связками - вычеркнув, обнаруживаете, что вполне можно обойтись и без них.

? Реже используйте цитаты.

? Сокращайте цитаты так, чтобы это было ясно видно. Существует только один честный и безопасный способ сокращать цитаты - обозначить удаленные места многоточием.

? Избегайте бессмысленных определений. Фразы "серьезная опасность", "неподтвержденные слухи" и "чрезмерно обеспокоенные


Перечитывание и переписывание.

Урок №9

Не забыть дать задание!
? Перетокина Люся (отчество?)
? Комарова Настя (отчество, дата рождения?)
? Горбачева Ирина (отчество?)
? Соловьев Женя, Галкин Никита (сдать анкеты)


По статьям:

? Фамилия психолога для статьи?
? Дописать окончание статьи, чтобы не походило на подстрекательство!!! (хитрости) (пример: журнал «Хакер»)
? Сделать на стенде рекламу газеты!


Тема урока «Макет и верстка»

Макет и верстка - это метод подачи статей и иллюстрированного материала в рамках дизайна газеты, ее стилистики.
Мы должны помнить следующие правила:
1. Содержание должно быть превыше формы.

2. Полосы внутри раздела должны различаться.

Во-первых, полосы следует макетировать по-разному. На одних страницах статьи будут набраны в две колонки, на других - в четыре. А время от времени можно пустить вверху страницы небольшую статью на ширину всей полосы. *Если статьи всегда примерно одного объема, это приедается! Одна из основных задач при редактировании отдела в газете, а то и всей газеты, - заставить читателей гадать, что будет дальше.

3. Иллюстрации также должны быть разнообразными.

Это означает, что иллюстрации не только должны различаться по объему и формату, быть не только горизонтально и вертикально вытянутыми: они также должны быть различны по своей природе. Нет закона, гласящего, что страницы новостей следует иллюстрировать фотографиями; вы можете использовать также карандашные рисунки, компьютерную графику, осветленные снимки (фотографии, обработанные таким образом, чтобы выглядеть похожими на ксерокопии с них же), таблицы и многое другое.


Рассмотрим самые нудные и примитивные примеры фотографий (без живости):

? На паспорт. Это снимок, на котором помещаются голова и плечи фотографируемого. Если пользоваться такими снимками чрезмерно, то газета будет похожа на альбом с марками.

? Рукопожатие. По непонятным причинам эти снимки почти всегда делаются в тот момент, когда фотографируемые стискивают друг другу руки, одновременно осклабившись в камеру. В реальной жизни люди при рукопожатии смотрят друг на друга. Запрещаем в своей газете такие снимки!

? Строй. Такое бывает, когда группа людей что-то делает или сделала, но газета не успела запечатлеть действие. Напротив, фотограф прибывает как раз вовремя, чтобы снять всех участников, выстроившихся в одну линию плечом к плечу, словно перед неминуемым залпом расстрельной команды.

? У меня что-то есть. Обычно это снимок кого-то, кто выиграл или сделал что-то, и мы видим, как на фотографии он держит свою награду, картину или что там еще. В большинстве случаев эти люди улыбаются в камеру и, стесняясь, сжимают предмет своей гордости. Среди вариантов: человек тычет пальцем в награду, склоняется над ней, улыбается, валяет дурака. На таких снимках рабочие держат в руках инструменты, фермеры - колосья, а спортсмены - футбольные мячи. Такой снимок всегда следует заменять тем, на котором человек действительно делает то, благодаря чему попал в газету.

? За своим столом. Эту категорию снимков обычно приберегают для боссов. Такие фотографии делаются в офисе, когда герой (или героиня) снимка тупо пялится в камеру либо, что еще хуже, делает вид, что разговаривает по телефону или просматривает документы, глядя при этом в объектив.


Тема урока «Принципы верстки»

Лучшие полосы - это те, что не выглядят подобием шахматной доски, а сочетают горизонтали, вертикали и рамки. Такой макет - живой.

Принципы:

1. Прежде, чем приступить к верстке полос своего раздела, прикиньте, какие статьи и фотографии вы собираетесь на них размещать.

2. Первый шаг при разработке чего бы то ни было - осознать все проблемы.

(Прежде чем приступить к разработке полосы, вам следует знать не только то, что вы хотите на ней разместить, но и какого эффекта хотите добиться. )

3. Первое, что надо определить для каждой полосы, - объем и формат основного текста и фотографии.


4. Сделайте фотографию как можно более крупной и не допускайте, чтобы другие иллюстрации забивали ее.

(Каждая полоса должна быть визуально сфокусирована, и если на ней располагаются несколько фотоснимков примерно одного размера, фокуса не будет. Читатель будет рыскать глазами по странице в поисках основного материала - и не сможет его найти. Правильный подход к делу поможет вам выбрать один по-настоящему сильный снимок и дать ему достаточно места на полосе.)


5. Снимки нужно помещать посреди текста.

(Фотографии выполняют множество функций. Что касается макета, в этом плане особенно важны две из них. Во-первых, они освещают все полосу, распространяя свет посреди текста, который иначе представлял бы из себя монолитную структуру. Во-вторых, они делят печатный текст на части. Эти функции фотографии смогут эффективно выполнять только тогда, когда располагаются ближе к центру полосы, а не оттеснены к полям.)

6. Заголовок основной статьи должен быть как минимум на сорок процентов крупнее всех заголовков на полосе.

(В конце концов, что толку иметь основную статью, о которой никто не знает, что она - основная. А основная статья вам нужна.)

7. Группируйте сходные по содержанию небольшие материалы вместе.

(Коротенькие информационные заметки, спортивные результаты и другие подобные материалы следует группировать воедино. Читателю будет намного удобнее, если все они будут находиться в одном месте.)

8. Не забывайте о напряжении, возникающем между статьями, расположенными вертикально и горизонтально.

(Живость и энергию газетным страницам придает контраст, или напряжение между горизонталью и вертикалью.)

9. Не следует располагать статьи с заголовками одинаковой ширины друг над другом.

(Один из лучших способов создать скучную страницу - сделать так, чтобы значительная часть находящихся на ней статей имела заголовки одинаковой ширины. Можно сделать страницу еще скучнее - поместить статьи с заголовками одинаковой ширины друг под другом. )

10. Старайтесь не выстраивать заголовки в одну линию.

(Это не просто вопрос утомительности. Заголовки, сталкивающиеся друг с другом, затрудняют чтение. А расположенные бок о бок заголовки одинаковой ширины затрудняют его еще больше. Если же эти заголовки достаточно объемны, то их легко принять за единое целое. Этого опять-таки легко избежать, используя фотографии.)

11. Используйте графику, чтобы оживить подачу материала.

(Это особенно благотворно сказывается на тех полосах, где есть много слепого текста вдали от основной фотографии. Ценность любого текста только возрастет, если к нему есть иллюстрация, пусть и маленькая.)


12. Все время изучайте другие газеты.

( Анализируйте причины их успеха. )

назад



Hosted by uCoz