Кабинет здоровья
«Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя. От жизнедеятельности,
бодрости детей зависит их духовная
жизнь, мировоззрение, умственное разви-
тие, прочность знаний, вера в свои силы…»
А. В. Сухомлинский
Здоровье детей является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся.
Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как Закон РФ «Об образовании», Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др.
Школа является особым образовательным пространством, в рамках которого происходит не только формирование социально адаптированной личности, ее профессиональное, социальное и гражданское самоопределение, но и формируется важная, базовая характеристика, обеспечивающая
реализацию всех остальных – здоровье. Одним из важных показателей качественности школьного образования является уровень
здоровья и уровень сформированности здорового образа жизни выпускников школы. Поэтому среди требований к результатам освоения общеобразовательных программ одно из самых значимых – сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Полезные ссылки:
http://www.takzdorovo.ru - Российский интернет-портал о здоровом образе жизни
http://www.zdoroviedetey.ru - Сайт о здоровье детей
http://healthy-news.narod.ru - Интересные факты о здоровье
http://www.niigd.ru/ - НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУНЦЗД РАМН
Документы и презентации:
Питание обеспечивает основные жизненные функции организма. К ним прежде всего нужно отнести рост и развитие, а также непрерывное обновление тканей (пластическая роль пищи). С пищей доставляется энергия, необходимая для всех внутренних процессов организма, а также для осуществления внешней работы и передвижения. Наконец, с пищей человек получает вещества, которые необходимы для синтеза соединений, играющих роль регуляторов и биологических катализаторов: гормонов и ферментов.
Поэтому основным требованием к питанию является соответствие количества и качества пищи потребностям организма.
Выделяем основные принципы рационального питания:
1. Соответствие калорийности пищевого рациона суточным энергетическим затратам.
2. Соответствие химического состава, калорийности и объема рациона возрастным потребностям и особенностям организма.
3. Сбалансированное соотношение пищевых веществ в рационе (белков, жиров, углеводов).
4. Разнообразие используемых пищевых продуктов (широкий ассортимент, в том числе овощей, фруктов, ягод, разнообразной зелени).
5. Правильная кулинарно-технологическая обработка продуктов с целью сохранения биологической и пищевой ценности.
Организм ребенка даже в состоянии покоя расходует энергию. При мышечной и умственной работе обмен веществ усиливается. Расход энергии колеблется в зависимости от возраста детей.
Восполнить эту энергию можно только за счет питания. Чтобы пища принесла максимальную пользу, она должна содержать все вещества, из которых состоит наше тело: белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.
Презентация "Здоровое питание школьников"
Работа, проводимая в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г.Пушкино» Московской области, по совершенствованию организации школьного питания
Программа «Совершенствование организации школьного питания» в МБОУ « Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Пушкино» Московской области.
За фразой «школьное питание» стоит здоровье наших детей. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором сохранения здоровья учеников является организация правильного питания не только дома, но и в школе. Специалисты считают, что ухудшение здоровья детей связано с неполноценным питанием, гиповитаминозами, химическими загрязнениями окружающей среды, отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни.
Большую работу по сохранению здоровья учащихся проводит педагогический коллектив МОУ «СОШ №9 с углубленным изучением отдельных предметов г.Пушкино». В школе действует программа «Совершенствование организации школьного питания», включающая в себя ряд мероприятий, направленных на формирование навыков здорового образа жизни детей и подростков, в рамках которой проводится следующая работа по повышению качества и расширению ассортимента школьного питания:
В рамках проекта по совершенствованию организации питания школьников и Федеральной программы модернизации школьного питания был проведен капитальный ремонт обеденного зала, эстетически оформлен обеденный зал.
В результате реконструкции школьного пищеблока установлен пароконвектомат, с помощью которого готовятся диетические блюда в щадящем режиме, что позволяет максимально сохранить все питательные вещества и витамины и естественную влажность пищи .
Сбалансированность питания обучающихся обеспечивается Примерным рационом питания (4-недельным цикличным меню), согласованным с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области. При составлении меню учитывается разнообразие блюд в течение дня и всей недели, их биологическая ценность, возможность сочетания, оптимальные масса и объем пищи.
Качество блюд, кулинарных изделий и санитарное состояние столовой ежедневно контролируется бракеражной комиссией, ежемесячно — административно-общественной комиссией по контролю за организацией питания, а также Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По результатам проверок, качество приготовляемых блюд, а также санитарное состояние пищеблока и обеденного зала соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В начале каждого нового учебного года планируется работа по данному направлению среди педагогов (классных руководителей, воспитателей ГПД), учащихся школы, проводится работа по улучшению материально-технической базы школьной столовой, расширению форм услуг для учащихся и их родителей, а также организационно-аналитическая работа. На первых в учебном году родительских собраниях вопрос организации питания один из самых важных. Для родителей планируется проведение анкетирования «Питание глазами родителей» с целью выяснения устраивает ли их организация питания в школе, работа комиссии УС по охране здоровья и обеспечения безопасности жизнедеятельности, удовлетворены ли они санитарным состоянием столовой, качеством приготовления пищи, работой школьного буфета.
По итогам 2010-2011г. учебного года в школе охвачено горячим питание 74% учащихся.Из них бесплатным питанием охвачены:
В столовой школы также организовано горячее питание за счет родительских средств:
Этот результат достигается только при слаженной работе администрации школы, классных руководителей и родителей учащихся. Необходимо расширить работу школьного буфета.
В конце каждой учебной четверти подводится анализ охвата горячим питанием учащихся школы, на совещаниях при директоре заслушиваются вопросы организации и развития школьного питания.
Подводятся итоги конкурса на самый активный класс по организации питания. На протяжении всего учебного года совместно с медицинскими работниками школы проводятся консультации: «Основные химические и биологические загрязнители пищи», «Азбука здорового питания».
Особое внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни и правильного питания для обучающихся начальной школы.
Ступень образования |
содержательные линии |
1 класс |
Овладение основными культурно – гигиеническими навыками, я умею, я могу, сам себе я помогу, навыки самообслуживания, какая польза от прогулок, зачем нам нужно быть здоровым, спорт в моей жизни. |
2 класс |
мы за здоровый образ жизни, особенности физиологического и психологического здоровья мальчиков и девочек, основные способы закаливания, спорт в моей жизни, в моей семье, правила безопасного поведения. |
3 класс |
о правильном и здоровом питании, витамины в моей жизни, правила оказания первой медицинской помощи, правила безопасного поведения. |
4 класс |
Спорт в моей жизни, нет вредным привычкам, роль физкультуры и спорта в формировании правильной осанки, мышечной системы, иммунитета, быть здоровым – это здорово! |
Для обучающихся второй ступени проводятся классные часы по темам: «Разговор о правильном питании», «Витамины – наши друзья», «Как быть здоровым», «Секреты здорового питания», «Аптека под ногами» и др. А также творческие конкурсы:
· рисунков «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Мы здоровыми растем», «Физкульт-ура!»;
· поделок «Золотые руки не знают скуки», «Делаем сами своими руками»;
· фотоколлажей «Выходной день в нашей семье», «Семейные праздники», «Традиции семьи»;
· стихов на заданные рифмы «От простой воды и мыла у микробов тают силы»,
«Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!»;
· сказок «О значимости здорового образа жизни», «В здоровом теле здоровый дух».
Для обучающихся старшей ступени проводится:
Анализ охвата горячим питанием показывает, что совместная работа педагогического коллектива, родителей, работников школьной столовой дает положительный результат.
Вопросы работы школы по улучшению питания учащихся, внедрение новых форм обслуживания с учетом интересов детей и их родителей рассматриваются на совещаниях при директоре, совещаниях классных руководителей, классных часах и родительских собраниях.
По результатам анкетирования родителей (октябрь 2011 г.) выявлены следующие положительные изменения:
По результатам анкетирования обучающихся (октябрь 2011 г.) выявлено следующее:
Отзывы учащихся, педагогов, родителей свидетельствуют о положительных изменениях в организации питания в школе.